суббота, 11 апреля 2015 г.

Беседы за столом в ресторане La MAR: О музыке. М.П.Мусоргский.

Беседы за столом в #ресторане #LA_MAR: О музыке.
Модест Петрович Мусоргский. Из воспоминаний современников.

"...Самый необыкновенный из композиторов…
Самый непроницаемый… Неизвестность стала частью не только его жизни, но и его посмертной судьбы. Он сам не пустил современников на многие страницы своего бытия. Остались слухи — о письмах, которые уносит в могилу любимая женщина, остались посвящения, где подзаголовки напоминают иной раз записную книжку или пометку на полях, пряча от чужих взоров подробности, оставляя лишь трепетный намек".

С.Р.Федякин «Мусоргский»

*****
«Бессмертна слава Мусоргского. Его музыка звучит во всем мире. Люди разных стран, разных национальностей восхищаются его народными музыкальными драмами «Борисом Годуновым» и «Хованщиной», его «Сорочинской ярмаркой», его вокальными произведениями, говорят о них как о произведениях шекспировской силы и глубины. Благотворное влияние нашего великого композитора давно вышло за пределы России, оно во многом определяет наиболее передовые течения мирового музыкального искусства».

Д.Д.Шостокович

"...Дети — единственный народец, с которым ему было всегда хорошо. Одна из маленьких современниц, дочь певца Федора Комиссаржевского, припомнит, как они с визгом неслись в переднюю встречать любимого Мусорянина. И вот обе сестренки тянут его, большого, всклокоченного к роялю. И он тут же усаживается, одну пристраивает на коленки, другая садится сама — чуть ли не на его плечо. Они подсказывают своему большому доброму другу, что им запомнилось раньше, и он, тихо посмеиваясь, играет, напевает. Иногда — вдруг исполнит что-то совсем новое, и девчонки верещат от восторга.
Таким же его припомнит и Александра Николаевна Молас. В их семье он появлялся часто. Дети, заслышав знакомый голос, радостно кричат: «Мусорянин пришел, какое веселье!» После обеда их старший друг опускался в мягкое кресло, дремал. Ребятня старалась не шуметь, и к самому креслу относилась с почтением: «Мусорянина кресло». Потом он, приободренный, присаживался к роялю. И начинались сначала его фантазии. Затем он аккомпанировал, хозяйка пела. И до вечера душа его жила в уюте.
Мир взрослых был иной. Даже с друзьями становилось тяжко. Он всегда шел «супротив», будь то враги его творчества или товарищи. И лишь немногие из взрослых принимали его творчество без оговорок.
Самый русский из русских композиторов… В музыке его не просто трепетала народная душа. Он с равной отчетливостью ощущал и мужика, и боярина, и стрельца, и подьячего, и юродивого, и раскольницу, и царя, и сиротку. Чувствовал душу России и в XIX веке (его романсы и песни), и в XVII («Хованщина»), и в XVI («Борис Годунов»).

С.Р.Федякин «Мусоргский»

****
"...Мусоргский обладал разносторонними и вполне несомненными талантами — певца, актера, чтеца, пианиста с виртуозными данными, пианиста-аккомпаниатора. Эта разносторонность последовательно и органически влекла его в композиторском творчестве к созданию вокальных сцен, которые уже никак нельзя было, в большинстве случаев, назвать «романсами», и к музыкальному театру, во всей его психологической сложности.
«Музыкальная память Мусоргского, — читаем в одном ме- муаре, — была невероятная. Однажды Мусоргский разбирал и пел у О. А. Петрова «Зигфрида» Вагнера в день получения нот в Петербурге, и когда его попросили повторить сцену Вотана, то он сыграл ее всю от начала на память»[21]. Такая способность отличает многих первоклассных пианистов, а в отношении Мусоргского ценны также имеющиеся замечания, что он всегда умел передать и характер индивидуальности трактуемого автора, — явление далеко не частое у пианиста—крупного, самостоятельного композитора".

В.Яковлев «Мусоргский как исполнитель».

*****
«Будучи всю жизнь искренним обожателем истинных великанов музыки: Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа, Глинки и Даргомыжского, Мусоргский, несмотря на всю мягкость и терпимость свою, искренно не мог выносить всего половинчатого, посредственного, рутинного и бездарного»
Свою краткую автобиографию (на русском языке) Мусоргский кончает следующими словами: «Ни по характеру своих композиций, ни по своим музыкальным воззрениям, Мусоргский не принадлежит ни к одному из существующих музыкальных кружков. Формула его художественного profession de foi: „Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель“. Этим руководящим принципом определяется вся его творческая деятельность».

В.В.Стасов «Модест Петрович Мусоргский»

*****
«…Почти всю лучшую пору жизни своей он принужден был провести на службе, за чиновничьим столом, в беседе с казенными бумагами и с толстыми грудами дел, но это не помешало ему создать много глубоко прекрасных и среди них несколько истинно великих художественных произведений. Он успел высказать все главное содержание своей натуры, он успел выразить все главные стороны своего таланта, а талант его был самобытен, национален, оригинален, свеж и могуч. Поэтому-то все лучшие его музыкальные создания навсегда останутся одним из величайших вкладов в достояние нашей музыки».

В.В.Стасов «Памяти Мусоргского»

*****

"Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист ... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа " бывших людей" , где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый..."

- так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. Портрет был выполнен за четыре дня - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося " перед лицом вечности" , наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое " сословное амплуа" .

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ:
Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. С 1849 года обучался в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков (Петербург), попутно продолжая начатые еще в раннем детстве занятия на фортепиано. По окончании школы (1856) Мусоргский сблизился с Даргомыжским, а год спустя — с Балакиревым, Стасовым и Кюи. Так образовалось ядро «Могучей кучки», к которому впоследствии примкнули Бородин и Римский-Корсаков.
В наиболее крупной работе раннего периода — незавершенной опере «Саламбо» (по роману Флобера, 1866) — проявилась тяга композитора к историческим сюжетам, связанным с народными движениями. Одновременно в камерно-вокальном жанре возникла серия «народных картинок» (определение автора), в которых зазвучала тема протеста против бесправия и нищеты крестьянства («Калистрат», «Колыбельная Еремушки» и др.), ряд сатирических произведений («Семинарист», «Классик», «Раек»), цикл «Детская». Композитор создал также симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе» на сюжет народных преданий (1867) и бытовую оперу «Женитьба» (по Гоголю, 1868; осталась незавершенной).
Вершиной данного периода явилась музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872).
После постановки «Бориса» (1874) в центре внимания композитора — опера«Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю), над которыми композитор работал до конца жизни. В 1870-х годах были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), созданные под впечатлением посмертной выставки архитектора и художника Гаргмана
Мусоргский скончался в нищете, после тяжелой болезни 16 (28) марта 1881 года в Петербурге.

Друзья, мы ждем Вас за нашим столом в #ресторане #Ла_МАР!
 — в La MAR.

Комментариев нет:

Отправить комментарий